escalibur (escalibur) wrote,
escalibur
escalibur

Categories:

Стратегии push и pull, как основополагающие парадигмы общественных отношений

Японская система менеджмента подарила нам концепцию push и pull производства.

В чем они состоят?

Концепция push производства гласит следующее: для каждой производственной единицы имеется некий план производства номенклатуры продукции, где обозначено какая номенклатура изделий и к какому сроку должна быть произведена. После этого изделия поступают на выход производственной единицы и должны быть потреблены следующими по производственной цепочке производственными единицами.

Концепция pull производства использует обратную идеологию: производится ровно то, что нужно и тогда, когда оно нужно. То есть вся система начинает крутиться с момента поступления заказа на конечную продукцию, который декомпозируется на составные части и передается на производственные единицы, те, при необходимости, производят декомпозицию дальше и так заказ волнообразно распространяется обратно по производственной цепочке (back propagation) до первичных комплектующих, которые производятся и запускают процесс сборки изделия (forward propagation).

Концепция push производства исходит из прямого директивного планирования, которое может, исходя из разнообразных, к примеру, маркетинговых или статистических соображений задавать некие объемы, которые могут понадобиться потребителям. Разумеется, такая система постоянно приводит либо к перепроизводству, либо к дефициту, потому что в глобальном плане невозможно предугадать количество продукции, особенно конечного потребления, которое может понадобиться людям ибо моды переменчивы, технологии развиваются и, вообще, на рынок действует огромное количество факторов, не поддающихся учету. В результате, push система, чтобы обеспечить сбыт, занимается манипуляциями рынком, то есть не просто пытается предугадать объемы потребления, а управлять ими. При этом зачастую производится масса совершенно ненужной продукции, но, путем промывки мозгов, потребителя заставляют ее брать, а нужная продукция, которая действительно может принести пользу, либо не производится, либо производится не в тех объемах. В качестве плюсов системы push приводят лучшую управляемость именно производственной системы, что позволяет оптимальнее использовать оборудование и тем самым "эффективнее" производить продукт. Данный аргумент несколько блекнет в силу двух соображений: современные системы коммуникаций и ИКТ позволяют в рамках мирового производственного комплекса обеспечить вполне качественное распределение потока заказов для загрузки оборудования и при позаказном производстве, а во-вторых, и это, пожалуй, главное, а кто считает при расчете "эффективности" общую эффективность, с учетом всей номенклатуры и производства никому по факту не нужной продукции?

Концепция pull производства исходит из обратной идеи - нужно производить ровно то, что просит заказчик и не более. Разумеется, с учетом логистики и эффективности производственных операций, применяют некие группировки, но это локальные решения, а в общем сама парадигма pull системы построена на минимизации целевой функции, куда входят запасы и незавершенное производство. Таким образом, концепция pull решает сразу массу проблем: это и экологические проблемы, так как не тратятся ресурсы на производство ненужной продукции, и оптимизация потребления, когда нет необходимости проталкивать продукцию потребителю, так как система работает в ритме запросов конечных потребителей. При этом, pull концепция приводит к необходимости развития максимально универсальных технологий, обеспечивающих производство в одной производственной единице максимально широкой номенклатуры продукции. В отличие от push технологии, где правит бал индустриальная конвейерная система с огромными заводами, настроенными на производство огромного количества узкой номенклатуры продукции, pull технологии побуждают к другой парадигме производства: распределенной системы максимально универсальных производств. И вся логика НТП способствует развитию именно такого стиля производства: универсальные обрабатывающие центры, станки для компьютерного раскроя материалов, аддитивные технологии, а, в ближайшее время, нанотехнологии с самосборкой материалов из неких первичных растворов и газов, что дает возможность обеспечить производство огромной номенклатуры продукции на вполне ограниченном наборе оборудования из относительно небольшой номенклатуры первичного сырья (универсальных входов).

Таким образом, pull концепция, позаказное, кастомизированное производство - это будущее производственного комплекса планеты. Но это не все. Интересно рассмотреть pull концепцию в других аспектах человеческой деятельности. Переход на функционирование разнообразных систем путем прямых заказов конечных потребителей позволит исключить бездарное разбазаривание ресурсов, повысит удовлетворенность потребителей продуктами и услугами, обеспечит базу для долгосрочного планирования деятельности любой системы. Подобный подход должен быть использован во многих социальных системах таких, как образование, медицина, государственные услуги. Подробное обсуждение применения данных подходов станет объектом рассмотрения дальнейших материалов.
Tags: pull, push, стратегия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment